По преданиям, Приена была основана в XI веке до нашей эры Нелеем, потомком олимпийского бога Посейдона. Точное время и авторство основания неизвестны, однако историки едины во мнении, что уже за тысячу лет до нашей эры местность была заселена.
Как и многие другие города региона, Приена была участником Ионийского союза, основанного не то в X, не то в VIII веке до нашей эры. Недалеко от Приены располагался и Панионион - одно из важнейших святилищ региона, выполнявшего не только религиозные, но и политические функции. Благодаря удачному положению - в древние времена Эгейское море подходило вплотную к Приене - город быстро разбогател и стал одним из ведущих полисов региона, наряду с Милетом и Эфесом. Вот что пишет об этом античный историк и географ Страбон:
За устьями Меандра идет побережье Приены, над которым расположены Приена и гора Микале, где много диких зверей и густой лес. Гора эта находится поблизости от острова Самос и образует с ним пролив.
В силу близости к Паниониону именно приенцы принимали активное участие в различных религиозных церемониях. Цитата из "Географии" Страбона:
... ионийцы совершают в честь Геликонийского Посидона в области приенцев; ведь сами приенцы, как говорят, также происходят из Гелики; и в самом деле, они выбирают «царем» этого жертвоприношения юношу из Приены наблюдать за исполнением священных обрядов... Жрецами при жертвоприношениях являются приенцы.
В области, где располагалась Приена, в VII-VI веках проходила граница двух исторических областей - Карии и Ионии. Вот что сообщают Страбон и римский историк Павсаний:
Под конец Меандр течет через самую Карию, которую теперь занимают ионийцы, и затем впадает в море между Милетом и Приеной...
Ионяне, заселявшие Миунт и Приену, тоже отняли эти города у карийцев...
Соответственно, по мере усиления то ионийцев, то карийцев в регионе сменялись обычаи, политика, законы. Периодически в борьбу вмешивались Афины и жители Самоса, а также лидийцы, еще в конце VII века воевавшие с Милетом. Геродот сообщает, что примерно в 660 году до нашей эры лидийский царь Аргис II подчинил Приену. Однако в середине VI века паритет оказался нарушен: с северо-востока пришли войска лидийского царя Крёза, в итоге значительная часть Ионии оказалась в его власти и ионийские города стали платить ему дань, составившие значительную часть богатства (отсюда выражение "богат, как Крёз"). В 547 году на территорию современной западной Турции вторглись персы, покорившие сначала Лидийское царство (считается, что вскоре после взятия Сард, столицы Лидии, Крёз погиб), а затем и города Ионийского союза, отказавшиеся поначалу от сотрудничества с греками. В итоге в районе 540 года Приена прочна вошла в состав государства Ахеменидов. В отличие от других городов, где правили персидские сатрапы или тираны из числа местной аристократии, в Приене на протяжении десятилетий в том или ином виде сохранялись традиционные принципы древнегреческой демократии, однако в итоге и в Приене установилась тирания.
К 500 году недовольство персами как в Приене, так и в других ионийских городах достигло наивысшей точки. Сразу несколько государственных деятелей, полководцев и мыслителей в Ионии выступили с идеей организовать восстание, которое сегодня историки считают началом продолжительных греко-персидских войн. Военные действия шли с переменным успехом на протяжении четырех лет, однако к 495 году перевес персов стал очевиден. Вскоре пал и Милет, и другие города региона. Приена избежала разорения, однако снова получила персидского наместника. К 493 году ионийское восстание было подавлено; более того, Дарий вознамерился покорить еще и Спарту с Афинами, ведь они оказали помощь повстанцам, и организовал две крупных дипломатических миссии: одна действовала на территории современной Турции и занималась привлечением союзников на случай будущей войны (правители Галикарнаса при этом помогли персам и войсками и флотом, помощь ионийцев была куда более ограниченной), вторая же отправилась в Грецию и сразу потребовала непосредственной сдачи (в итоге послов казнили после суда в Афинах, а в Спарте просто сбросили в колодец).
Первое наступление персов в 490 году окончилось полной неудачей: в битве при Марафоне войско Дария потерпело поражение. Царь, однако, уже через пару лет решил предпринять повторную высадку, но восстание египтян отвлекло его от реализации этих планов, а вскоре после этого, в 486 году он умер. Ксеркс, вступивший на трон, продолжил вынашивать честолюбивые замыслы по покорению всей Эллады. Тем временем жители Приены, Эфеса и Милета уже начали определенно склоняться в сторону греков, в итоге в огромной и многонациональной армии персов ионийцев практически не оказалось. В 480 году отважные афинские полководцы Фемистокл и Аристид, вопреки пессимистичным предсказаниям оракулов, разгромили персов аж дважды в Греции (в морском сражении при Саламине и в битве при Платеях), а спартанский царь Леотихид II и афинский начальник Ксантипп (отец самого Перикла) разбили персов в битве при Микале, в непосредственной близости от Приены. В последнем сражении ионийцы приняли самое активное участие, предоставив триремы (античные суда) грекам.
В течение 10 лет, что шло контрнаступление греков, влияние персов в Ионии ослабевало. В итоге уже к 465 году Приена, изрядно пострадавшая от персов, начала восстанавливаться и вместе с Эфесом вошла в Делосский союз - объединение греческих городов, ставящих себе целью избавление от владычества персов. Союз успешно функционировал на протяжении трех десятилетий до подписания Каллиева мира, по которому граница персидского государства отодвигалась от берега Эгейского моря на расстояние примерно 80 километров.
Это время становится одним из самых значимых в истории не только Приены или Ионии, но и, быть может, всего человечества. Ведь на фоне расцвета греческой культуры начинает свою деятельность архитектор и градостроитель Гипподам (встречаются также варианты Гипподамос, Ипподамус), родившийся в Милете, но успевший приложить руку к созданию городов как на восточном, так и на западном берегу Эгейского моря. Значение Гипподама невозможно переоценить; вот что писал о нем известный общественный деятель, архитектор и профессор МарХИ Вячеслав Глазычев:
Гипподама можно считать (за неимением информации о его предшественниках) первым градостроителем. И надо сказать, его изобретение отнюдь не стало анахронизмом, а, напротив, продолжает служить человечеству вот уже добрые две с половиной тысячи лет... В чем секрет удивительного и во многом утраченного позднее умения – сочетать регулярность и живопись – сказать трудно. Может быть, в особом гении античных зодчих, которые, как и все древнегреческие художники, осознавали и ощущали свою сопричастность природе. Может быть, дело в уникальном, живописном ландшафте Древней Греции. Может быть, причину надо искать в сравнительно небольших размерах античного города.
Приена же является, возможно, наиболее хорошо сохранившимся городом с регулярной планировкой по так называемой гипподамовой системе, суть которой состоит в пересечении улиц под прямым углом и вынесении значимых объектов (например, театров или мест для голосований) за пределы жилых кварталов.
Как и все значительные деятели своего времени, Гипподам был еще и видным мыслителем. Аристотель отмечает, что он
первым из не занимавшихся государственной деятельностью людей попробовал изложить кое-что о наилучшем государственном устройстве.
В конце V века Делосский союз пришел в упадок, Афины ослабли, а возродить былое величие Ионийский союз не смог. В итоге персы снова смогли в той или иной степени подчинить себе прибрежные области, включая Карию и Ионию, однако теперь крупнейшие полисы жили в автономном режиме, периодически выплачивая дань персидским сатрапам. Приена процветает: в городе возводят амфитеатр, суда пристают аж к 2 гаваням, город окружают крепостные стены. Лишь специфическое расположение города у подножья гор ограничивает его рост, а в его облике проступают уже не только классические греческие, но и новые, эллинские черты.
Приена той поры была, возможно, лучшим городом для жизни:
- город был защищен горами от северных ветров, в горах же начинались ручьи, используемые для забора пресной воды;
- полис был окружен сосновым лесом (сосны растут на территории Приены и в наши дни)
- благодаря расположению на склоне не возникала проблема избавления от грязи и нечистот (их просто смывало вниз)
- значительная часть городских объектов так или иначе была возведена с использованием золотого сечения, что придавало Приене удивительно гармоничный вид.
В 334 году в Малую Азию вторгается непобедимое войско Александра Македонского. Приенцы не оказывают сопротивление молодому царю, и он некоторое время проводит в Приене, готовясь к взятию решившего сопротивляться Милета, а заодно проводит небольшие реформы, ревизии и издает различные указы, регламентирующие в том числе сбор налогов. Вот что пишет о пребывании Александра в полисе доцент СПбГУ Максим Холод:
... эдикт Александра приенцам был составлен отнюдь не в более поздний период его царствования, а в 334 г. до н. э., вероятно, когда македонский царь находился непосредственно в области Приены, где и ознакомился подробно с положением дел в полисе и прилегающих землях.
В западной литературе периодически встречаются публикации, авторы которых указывают на то, что Приена именно при Александре сменила местоположение и что лишь во второй половине IV века полис стал занимать известное ныне место, прежде располагаясь южнее или восточнее (например, в районе порта, носившего название Наулокос). Объективность подобных исследований не очевидна; вероятнее всего, Приена никогда не меняла своего расположения, а во времена Александра город лишь украсился храмом Афины, фрагменты которого дошли до наших дней и сегодня являются одной из главных достопримечательностей всего музея под открытым небом. Считается, что именно Александр предоставил средства на возведение храма; однако, возможно, что его прибытие в Приену просто совпало с началом работ, инициированных властями полиса. Автором храма, кстати, являлся сам Пифей - выдающийся архитектор, создатель знаменитого Галикарнасского мавзолея. Похвала Павсания в адрес Пифея хоть и лаконична, но в то же время весьма красноречива:
Можно прийти в восхищение и от храма Геракла в Эрифрах и храма Афины в Приене.
Среди прочих известных деятелей той поры из числа уроженцев Приены следует выделить скульптора Архелоя, чьи работы нынче украшают Британский музей.
Тем временем Милет был взят, персы изгнаны, и Александр покинул Приену, отправившись далее на юг. Вот как описывает это выдающийся советский антиковед Илья Шифман:
Граждане Милета сдались на милость македонского царя. Часть милетян и наемников, спасаясь от македонян, бросилась в море и попыталась было закрепиться на обрывистом островке недалеко от берега. После коротких переговоров наемники (их было там 300 человек) согласились пойти на службу к Александру.
До наших дней дошел фундамент дома, где жил царь-завоеватель: он располагается в западной части города.
После смерти Александра Приена некоторое время жила независимо, позже попала под власть Пергамского царства, а в середине III века вместе с Эфесом стала частью государства Птолемеев, правивших в Египте, однако имевших свои интересы в на побережье Эгейского моря. Вместе с Птолемеями пришли новые культы: греки стали поклоняться не только олимпийским богам, но и Исиде (Изиде), Серапису (Сарапису), Анубису. Вот что пишет об этом известный художник и историк XVIII века Пьер Левек:
Влияние, оказываемое Египтом на Средиземноморье, очень велико, хотя оно было и не внове... Культ Исиды очень быстро распространился в греческой среде и принял официальный характер. В Афинах, на Евбее, в Беотии, на Делосе и Фере, в Фессалии и Македонии, так же как и в некоторых полисах Малой Азии (Смирне, Эфесе, Магнесии на Меандре, в Приене), во II в. до н. э., а иногда и раньше официально утвердился культ египетских богов. Исида — далеко не единственная богиня, которой поклонялись греки, несмотря на то что в некоторых местах она пользовалась наибольшей популярностью; Сарапис, именем которого в Греции часто называют святилища и праздники египетской религии, и бог с головой шакала Анубис, функции которого отождествляются с функциями Гермеса, вместе с Исидой образовали триаду, аналогичную божественным семьям египетских храмов.
В итоге в Приене возникло святилище Исиды; в Милете позже, кстати, возвели храм, посвященный Серапису, он также сохранился до наших дней. В начале II века город вновь перешел под власть Пергама. Знаменитый экономист, историк и археолог Гордон Чайлд называет Приену того периода городом "небольшим... и с прекрасными домами, которыми мы восхищаемся". В городе продолжали появляться ученые, поэты, деятели искусства. Среди прочих выделяется Гермоген, известный архитектор, многие творения которого дошли до наших дней.
Все же во II веке до нашей эры вес Приены как полиса стал снижаться. Отчасти это связано со стремительным ростом близлежащих городов (особенно Эфеса и Магнесии), отчасти с тем, что уже в ту пору начались определенные изменения в рельефе: устье реки Меандр скапливались наносы, дельта начала менять свои очертания, и порт перестал подходить для крупных судов и кораблей.
Тем временем в Средиземноморье усилился Рим. Вскоре Приена, в ту пору город как торговцев и ремесленников, так и людей, живущих обработкой земли, без кровопролития вошла в состав нового могущественного государства. Однако проблемы в период со 135 по 80 годы до н.э. все же были: поначалу незаконнорожденные претенденты на Пергамское наследство не захотели признавать власть римлян, а позже прибрежные жители страдали от пиратских набегов.
При римлянах продолжилось строительство: был расширен амфитеатр, перестроен булетерион (булевтерий; здание заседания властей), возведен небольшой акведук, фонтаны. Амфитеатр и булетерион прекрасно сохранились, от акведука и фонтанов остались лишь обломки.
В начале нашей эры вода продолжила отступать от приенского порта, и полис потерял торговое значение. Вероятно, число жителей в ту пору не превышало несколько тысяч человек.
Уже во II веке близ Приены возникают первые христианские обители. В целом Приена напоминает любой другой малоазийский город той поры - множество народов, множество культов (в частности в Приене была иудейская община, у которых была своя синагога; фрагменты ее располагаются в юго-западных кварталах).
В IV веке языческие храмы начинают превращать в христианские (при этом крупнейшую базилику в VI веке возводят в непосредственной близости от амфитеатра). После падения Рима Приена естественным образом оказывается частью Византии. В городе возникает небольшая епархия. До наших дней дошли имена 4 священнослужителей из Приены: Теосебий (участник Вселенского собора в Эфесе в 431 году, на котором несторианство признали ересью), Исидор, Павел (участник Третьего Вселенского Собора в Константинополе в 692 году, на котором ересью признали уже монофелитство) и Деметрий.
Трудно сказать, что именно стало главной причиной, по которой люди покинули Приену в XIII веке, - землетрясения, дальнейшее изменение русла Меандра или нашествие сельджуков (быть может, еще какой-то повод - вроде эпидемии: в начале XV века именно поэтому обезлюдел Кавн). Однако фактом является то, что город так или иначе повторил судьбу многих своих соседей.
Долгое время близ Приены располагалась греческая деревня Гелебеш; после обмена населением в 1920-ые годы и прибытия сюда турков с греческих островов она получила название Гюллюбахче. На окраине деревни, недалеко от остановки местных долмушей из Сёке, и находится подъем, ведущий к музейным кассам. Небольшие фрагменты древних построек находятся также на севере и северо-востоке от Гюллюбахче. Со склона, на котором расположена Приена, открывается прекрасный вид как на деревню, так и на расположенные южнее земли, некогда бывшие морским дном, а ныне являющиеся полями, на которых выращивают хлопок.
Первые раскопки здесь провел еще в конце XIX века известный немецкий археолог Карл Шуман (он же вел проводил исследования в Пергаме и Магнесии).
Среди наиболее значимых и хорошо сохранившихся объектов Приены (помимо упомянутых) - акрополь, гимназии, стадион (располагается в нижней части города), агора, пританей (пританеум; место общественных заседаний), святилище Зевса, асклепион.